Благодарим вас за посещение веб-сайта компании АНО «ЦВИРИТ»! Мы надеемся, вы получите удовольствие от посещения нашего веб-сайта и найдете здесь много полезной информации. Приглашаем вас присоединиться к нашей глобальной программе развития. Мы будем рады поделиться знаниями и повысить вашу осведомленность. Мы надеемся, что наш опыт вдохновит вас принять участие в деятельности, направленной на улучшение мира, в котором мы живем.
Эл. почта: j_shumova@mail.ru
Мы в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC8Mtr8I6kHGPmH5945sDYWA/
Мы в RuTube https://rutube.ru/channel/17375301/
Мы в TeleType: https://teletype.in/@cvirit
Мы ВКонтакте: https://vk.com/cwirit
Группа проекта «Яхтенная школа Inclusive» в социальной сети ВКонтакте https://m.vk.com/yacht_school_inclusive
Уроки инклюзивного общения Голосование за наш проект на сайте Камерата
Название практики: Уроки инклюзивного общения.
Проблема, на решение которой направлена практика.
Автономная некоммерческая организация «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий» (далее – ЦВИРИТ) представляет цикл просветительских занятий, направленных на формирование в обществе адекватного отношения к людям с ОВЗ и с инвалидностью «Время инклюзии».
Проект представляет собой серию уроков, в основу которых положены лекционные и практические блоки по инклюзивному взаимодействию с лицами с ОВЗ и с инвалидностью. Слушатели знакомятся с различными категориями лиц с инвалидностью, делятся собственным опытом общения с данными категориями населения, изучают правила общения и взаимодействия с лицами с ОВЗ и с инвалидностью, а также принимают участие в решении практических ситуационных кейсов.
Наличие проблемы обосновывается собственным социологическим исследованием, респондентами которого явились лица с ОВЗ по зрению (307 человек): абитуриенты, студенты, выпускники ВУЗов Челябинской, Читинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Самарской, Нижегородской, Тюменской, Ростовской областей и ХМАО, Республики Крым, городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя. Наличие проблемы информационной доступности и инклюзивного взаимодействия признали 87% опрошенных.
Целевая аудитория и способы ее привлечения.
Целевая аудитория: обучающиеся общеобразовательных школ, студенты и работники образовательных организаций, а также законные представители людей с ОВЗ и с инвалидностью, органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, средства массовой информации, другие лица и организации, чья деятельность направлена на социализацию и адаптацию лиц с ОВЗ и с инвалидностью.
Способы привлечения целевой аудитории. Для привлечения целевой аудитории в настоящем проекте были использованы следующие способы:
1. «Холодные продажи» путем рассылки предложений о сотрудничестве на электронную почту представителей целевой аудитории;
2. «Теплые продажи» - данный метод оказался самым эффективным, а его использование стало возможно благодаря участию сотрудников «ЦВИРИТ» в различных научных мероприятиях, посвященным проблематике инклюзивного взаимодействия;
3. «Сарафанное радио» - данный способ был использован во время организации «Уроков инклюзивного общения» в селе Яркова Тюменской области по средствам установления личных контактов с представителями Центра социального обслуживания населения, а также СОШ Ярковского района и Централизованной библиотечной системы Ярковского района;
4. «Реклама на сайте» - данный способ взаимодействия с целевой аудиторией оказался менее затратным, поскольку каждый посетитель нашего официального сайта мог познакомиться с текущими проектами организации.
Цель проекта: формирование навыков инклюзивного общения с людьми с ОВЗ и с инвалидностью.
Для достижения намеченной цели перед разработчиками проекта были поставлены следующие задачи:
1. Привлечение общественности к проблематике взаимодействия с лицами с ОВЗ и с инвалидностью;
2. Развитие компетенций по взаимодействию с лицами с инвалидностью и с ОВЗ;
3. Вовлечение лиц с инвалидностью и с ОВЗ в социальные и образовательные процессы;
4. Создание условий для преодоления социальной дискриминации лиц с инвалидностью и с ОВЗ по средствам просветительской деятельности.
Ресурсное обеспечение практики.
Работа над данным проектом потребовала использования трех видов ресурсов: кадровые, методические, а также материально-технические.
Кадровые ресурсы соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации в области организации просветительской деятельности. В работе над проектом принимает участие 1 кандидат наук, 1 сертифицированный менеджер гетерогенных групп и организаций, 1 специалист в области IT, а также партнеры – представители общественных организаций и органов государственной власти Челябинской области.
Вторую группу ресурсов составляют методические. В основу проекта были положены как собственные учебно-методические пособия и научные публикации, прошедшие процедуру рецензирование и индексирование в системах РИНЦ и ВАК, так и концепции наших партнеров.
Материально-техническое обеспечение проекта производится при помощи привлеченных ресурсов, а также ресурсов представителей соответствующих целевых групп, поскольку сотрудники «ЦВИРИТ» работают в выездном формате. Допускается также и использование ресурсов, полученных от фонда президентских грантов и иных грантовых конкурсов, средств партнеров и жертвователей, иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
История возникновения и развития практики.
Возникновение настоящей практики неразрывно связано с опытом проведения «Уроков по пониманию инвалидности», начатых еще во второй половине 90-ых. Одним из первопроходцев стала Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». С 1997 г. «Перспектива» активно реализует программу школьных занятий по пониманию инвалидности. Цикл из пяти уроков - впоследствии их стали называть «Уроки доброты» - был разработан РООИ «Перспектива» на основе занятий по пониманию инвалидности, проводимых в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Эти занятия знакомят школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помогают преодолеть непонимание и предрассудки по отношению к ним.
Данный опыт стал основой для формирования в российском обществе толерантного отношения к людям с инвалидностью и с ОВЗ. В начале «Нулевых» «Уроки по пониманию инвалидности» стали проводить и Всероссийские общественные организации инвалидов такие, как Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых и т.д.
Основываясь на существующих практиках нами были разработаны собственные «Уроки инклюзии». Принципиальное отличие нашего продукта в том, что за основу были взяты положения Конвенции ООН «О правах инвалидов», Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные Федеральные законы и подзаконные акты.
Был изменен и подход при проведении данных уроков, нашедший свое отражение в разработанном учебно-методическом пособии, а также правилах инклюзивного общения.
Описание деятельности в рамках практики.
«Уроки инклюзии» представляют собой лекционно-практическое занятие, протяженность которого не превышает 60 минут. В самом начале урока его участники знакомятся с инвалидами различных нозологий, знакомятся с базовыми принципами и правилами инклюзивного взаимодействия с инвалидами и лицами с ОВЗ, а также принимают непосредственное участие в решении практических кейсов. Кроме того, за 10 минут до завершения урока его участники могут задать интересующие вопросы, а в завершении занятия раздаются памятки, содержащие правила инклюзивного взаимодействия. Также во время урока проводится анкетирование, целью которого является исследование общественного мнения на предмет взаимоотношения с лицами с ОВЗ и с инвалидностью.
При необходимости во время уроков могут демонстрироваться фото и видеоматериалы, технические средства реабилитации, графические схемы и т.д.
Важно отметить, что для различных целевых групп порядок проведения уроков, а также их содержание могут отличаться. В качестве примера был приведен сценарий урока для студентов младших курсов. Просветительская работа в рамках данного проекта основывается на комплексном подходе, поскольку целевая аудитория представляет собой социальные группы, с которыми лица с ОВЗ и с инвалидностью сталкиваются в течение всей жизни.
Главным принципом в организации подобной работы является принцип непрерывного обучения всех слоев общества по взаимодействию с лицами с ОВЗ и с инвалидностью.
Основные результаты реализации практики.
По состоянию на 07.12.2018 в «Уроках инклюзии» приняло участие около 150 обучающихся общеобразовательных и средне-профессиональных организаций из Челябинской и Тюменской областей.
В результате социологического исследования среди участников урока можно констатировать, что:
1. 85% опрошенных не имели опыта общения с лицами с ОВЗ и с инвалидностью. 15% респондентов при взаимодействии с лицами с ОВЗ и с инвалидностью испытывали чувство жалости. 100% опрошенных считают, что основная проблема, с которой сталкиваются лица с ОВЗ и с инвалидностью – архитектурная и информационная доступность. 45% респондентов оказались не готовыми к тому, чтобы лица с ОВЗ и с инвалидностью обучались в качестве равных.
Возможность дальнейшего развития практики.
Серия «Уроков инклюзивного общения» запланирована на декабрь текущего года совместно с Централизованной библиотечной системой села Ярково Тюменской области, комплексным центром социального обслуживания Ярковского района, а также СОШ Ярковского района. Предполагаемое количество участников 120 человек. Данная практика будет также реализовываться и в течение всего 2019 года на территории Челябинской и Тюменской областей совместно с партией Единая Россия в рамках партийного проекта «Единая страна – доступная среда».