Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Результаты реализации проекта «Инклюзивные практики в области содействия трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью»

Опубликовано 02.12.2020

 

Проект  реализуется  с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, представленного Фондом президентских грантов.

Время реализации проекта:
01.02.2020 – 31.12.2020

География проекта:
Тюменская область (г. Тюмень, г. Ялуторовск)
Челябинская область (г. Миасс, г. Куса, г. Златоуст),
Тульская область (г. Тула, г. Новомосковск),
Самарская область (г. Самара, с. Кинель-Черкассы).

 

В проекте приняли участие 491 человек, в том числе представителей центров занятости населения – 83, представителей работодателя – 133, лиц с ОВЗ и работников инклюзивных трудовых коллективов – 190, представителей научного сообщества – 88.

У участников мастер-классов сформирована компетенция инклюзивного взаимодействия. О степени сформированности компетенции можно судить по параметру готовность к инклюзивному взаимодействию, который был получен простым опросом при проведении рефлексии после каждого мастер-класса. Общие результаты проекта показывают следующий уровень сформированности компетенции инклюзивного взаимодействия в процентах от общего числа участников проекта.
Готовность к инклюзивному взаимодействию с лицами с нарушением зрения: 79%
Готовность к инклюзивному взаимодействию с лицами с нарушением слуха: 58%
Готовность к инклюзивному взаимодействию с лицами с нарушением ОДА: 88%
Детальные данные представлены на Рис. 1 – 3.

  Рисунок 1. Параметр готовность к инклюзивному взаимодействию в разрезе нозологических групп, в процентах от числа участников мастер-класса на площадке «Работники». По оси абсцисс – номер мастер класса, данные обезличены в целях соблюдения этики социологического исследования.
  Рисунок 2. Параметр готовность к инклюзивному взаимодействию в разрезе нозологических групп, в процентах от числа участников мастер-класса на площадке «Работодатель и представители работодателя». По оси абсцисс – номер мастер класса, данные обезличены в целях соблюдения этики социологического исследования.
Рисунок 3. Параметр готовность к инклюзивному взаимодействию в разрезе нозологических групп, в процентах от числа участников мастер-класса на площадке «Представители служб занятости населения». По оси абсцисс – номер мастер класса, данные обезличены в целях соблюдения этики социологического исследования.
 

 Выводы.

В общем предлагаемая методика формирования компетенции инклюзивного взаимодействия доказала свою эффективность и подтвердила результаты собственного социологического исследования АНО «ЦВИРИТ» от 2018 года.
Готовность к взаимодействию с лицами имеющими ограничения по слуху существенно ниже (на 20 – 30 %), чем с лицами других нозологических групп, для всех респондентов кроме специалистов служб занятости населения, предположительно сказывается профессиональный опыт общения со всеми нозологическими группами.
Впервые специалисты АНО «ЦВИРИТ» проводили мониторинг причин, отвечая на вопрос: почему в некоторых случаях методика на повышает степень готовности к инклюзивному взаимодействию, оказалось что в 57% случаев данный параметр у участника мастер-класса находился и так на достаточно высоком уровне по разным причинам, самыми распространенными из которых являются: 1. принадлежность к данной нозологической группе. 2. наличие в близком кругу общения представителя данной нозологической группы. 3. наличие профессионального опыта.
Каких либо корреляции по регионами и видам целевых групп не выявлено.

Одним из отложенных социальных эффектов проекта является переход правил инклюзивного взаимодействия в нормы делового этикета.

Кроме того социальный эффект, который нельзя измерить в настоящее время, но вместе с тем, по опыту апробации данного проекта, можно твердо утверждать о его наличии для лиц с инвалидностью:
- активизируется потенциал и вклад инвалидов, в создании инклюзивного общества;
- повышается уровень информированности инвалидов о профессиональных возможностях и технологиях общественно-полезной самореализации;
- иждивенческий настрой сменяется мотивированностью к работе и самореализации.
Для работодателя и представителей служб занятости населения:
- повышается информированность о существующей инфраструктуре для профессионального развития инвалидов;
- активизируются связи между различными организациями, что приводит к улучшению инфраструктуры реабилитации человека с ОВЗ на рабочем месте;
- развивается культура инклюзивного взаимодействия в различных сферах, в т.ч.в профессиональной.

Отложенный социальный эффектом является: улучшение положения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вопросах трудовой занятости, преодоление существующих стереотипов относительно трудоустройства лиц с инвалидность и с ОВЗ, внедрение в локальные акты предприятий и организаций норм учитывающих интересы работников с инвалидностью.