Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уроки инклюзивного общения Голосование за наш проект на сайте Камерата

Название практики: Уроки инклюзивного общения.

Проблема, на решение которой направлена практика.

Автономная некоммерческая организация «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий» (далее – ЦВИРИТ) представляет цикл просветительских занятий, направленных на формирование в обществе адекватного отношения к людям с ОВЗ и с инвалидностью «Время инклюзии».

Проект представляет собой серию уроков, в основу которых положены лекционные и практические блоки по инклюзивному взаимодействию с лицами с ОВЗ и с инвалидностью. Слушатели знакомятся с различными категориями лиц с инвалидностью, делятся собственным опытом общения с данными категориями населения, изучают правила общения и взаимодействия с лицами с ОВЗ и с инвалидностью, а также принимают участие в решении практических ситуационных кейсов.

Наличие проблемы обосновывается собственным социологическим исследованием, респондентами которого явились лица с ОВЗ по зрению (307 человек): абитуриенты, студенты, выпускники ВУЗов Челябинской, Читинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Самарской, Нижегородской, Тюменской, Ростовской областей и ХМАО, Республики Крым, городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя. Наличие проблемы информационной доступности и инклюзивного взаимодействия признали 87% опрошенных.

Целевая аудитория и способы ее привлечения.

Целевая аудитория: обучающиеся общеобразовательных школ, студенты и работники образовательных организаций, а также законные представители людей с ОВЗ и с инвалидностью, органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, средства массовой информации, другие лица и организации, чья деятельность направлена на социализацию и адаптацию лиц с ОВЗ и с инвалидностью.

Способы привлечения целевой аудитории. Для привлечения целевой аудитории в настоящем проекте были использованы следующие способы:

1. «Холодные продажи» путем рассылки предложений о сотрудничестве на электронную почту представителей целевой аудитории;

2. «Теплые продажи» - данный метод оказался самым эффективным, а его использование стало возможно благодаря участию сотрудников «ЦВИРИТ» в различных научных мероприятиях, посвященным проблематике инклюзивного взаимодействия;

3. «Сарафанное радио» - данный способ был использован во время организации «Уроков инклюзивного общения» в селе Яркова Тюменской области по средствам установления личных контактов с представителями Центра социального обслуживания населения, а также СОШ Ярковского района и Централизованной библиотечной системы Ярковского района;

4. «Реклама на сайте» - данный способ взаимодействия с целевой аудиторией оказался менее затратным, поскольку каждый посетитель нашего официального сайта мог познакомиться с текущими проектами организации.

Цель проекта: формирование навыков инклюзивного общения с людьми с ОВЗ и с инвалидностью.

Для достижения намеченной цели перед разработчиками проекта были поставлены следующие задачи:

1. Привлечение общественности к проблематике взаимодействия с лицами с ОВЗ и с инвалидностью;

2. Развитие компетенций по взаимодействию с лицами с инвалидностью и с ОВЗ;

3. Вовлечение лиц с инвалидностью и с ОВЗ в социальные и образовательные процессы;

4. Создание условий для преодоления социальной дискриминации лиц с инвалидностью и с ОВЗ по средствам просветительской деятельности.

Ресурсное обеспечение практики.

Работа над данным проектом потребовала использования трех видов ресурсов: кадровые, методические, а также материально-технические.

Кадровые ресурсы соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации в области организации просветительской деятельности. В работе над проектом принимает участие 1 кандидат наук, 1 сертифицированный менеджер гетерогенных групп и организаций, 1 специалист в области IT, а также партнеры – представители общественных организаций и органов государственной власти Челябинской области.

Вторую группу ресурсов составляют методические. В основу проекта были положены как собственные учебно-методические пособия и научные публикации, прошедшие процедуру рецензирование и индексирование в системах РИНЦ и ВАК, так и концепции наших партнеров.

Материально-техническое обеспечение проекта производится при помощи привлеченных ресурсов, а также ресурсов представителей соответствующих целевых групп, поскольку сотрудники «ЦВИРИТ» работают в выездном формате. Допускается также и использование ресурсов, полученных от фонда президентских грантов и иных грантовых конкурсов, средств партнеров и жертвователей, иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

История возникновения и развития практики.

Возникновение настоящей практики неразрывно связано с опытом проведения «Уроков по пониманию инвалидности», начатых еще во второй половине 90-ых. Одним из первопроходцев стала Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». С 1997 г. «Перспектива» активно реализует программу школьных занятий по пониманию инвалидности. Цикл из пяти уроков - впоследствии их стали называть «Уроки доброты» - был разработан РООИ «Перспектива» на основе занятий по пониманию инвалидности, проводимых в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Эти занятия знакомят школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помогают преодолеть непонимание и предрассудки по отношению к ним.

Данный опыт стал основой для формирования в российском обществе толерантного отношения к людям с инвалидностью и с ОВЗ. В начале «Нулевых» «Уроки по пониманию инвалидности» стали проводить и Всероссийские общественные организации инвалидов такие, как Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых и т.д.

Основываясь на существующих практиках нами были разработаны собственные «Уроки инклюзии». Принципиальное отличие нашего продукта в том, что за основу были взяты положения Конвенции ООН «О правах инвалидов», Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные Федеральные законы и подзаконные акты.

Был изменен и подход при проведении данных уроков, нашедший свое отражение в разработанном учебно-методическом пособии, а также правилах инклюзивного общения.

Описание деятельности в рамках практики.

«Уроки инклюзии» представляют собой лекционно-практическое занятие, протяженность которого не превышает 60 минут. В самом начале урока его участники знакомятся с инвалидами различных нозологий, знакомятся с базовыми принципами и правилами инклюзивного взаимодействия с инвалидами и лицами с ОВЗ, а также принимают непосредственное участие в решении практических кейсов. Кроме того, за 10 минут до завершения урока его участники могут задать интересующие вопросы, а в завершении занятия раздаются памятки, содержащие правила инклюзивного взаимодействия. Также во время урока проводится анкетирование, целью которого является исследование общественного мнения на предмет взаимоотношения с лицами с ОВЗ и с инвалидностью.

При необходимости во время уроков могут демонстрироваться фото и видеоматериалы, технические средства реабилитации, графические схемы и т.д.

Важно отметить, что для различных целевых групп порядок проведения уроков, а также их содержание могут отличаться. В качестве примера был приведен сценарий урока для студентов младших курсов. Просветительская работа в рамках данного проекта основывается на комплексном подходе, поскольку целевая аудитория представляет собой социальные группы, с которыми лица с ОВЗ и с инвалидностью сталкиваются в течение всей жизни.

Главным принципом в организации подобной работы является принцип непрерывного обучения всех слоев общества по взаимодействию с лицами с ОВЗ и с инвалидностью.

Основные результаты реализации практики.

По состоянию на 07.12.2018 в «Уроках инклюзии» приняло участие около 150 обучающихся общеобразовательных и средне-профессиональных организаций из Челябинской и Тюменской областей.

В результате социологического исследования среди участников урока можно констатировать, что:

1. 85% опрошенных не имели опыта общения с лицами с ОВЗ и с инвалидностью. 15% респондентов при взаимодействии с лицами с ОВЗ и с инвалидностью испытывали чувство жалости. 100% опрошенных считают, что основная проблема, с которой сталкиваются лица с ОВЗ и с инвалидностью – архитектурная и информационная доступность. 45% респондентов оказались не готовыми к тому, чтобы лица с ОВЗ и с инвалидностью обучались в качестве равных.

Возможность дальнейшего развития практики.

Серия «Уроков инклюзивного общения» запланирована на декабрь текущего года совместно с Централизованной библиотечной системой села Ярково Тюменской области, комплексным центром социального обслуживания Ярковского района, а также СОШ Ярковского района. Предполагаемое количество участников 120 человек. Данная практика будет также реализовываться и в течение всего 2019 года на территории Челябинской и Тюменской областей совместно с партией Единая Россия в рамках партийного проекта «Единая страна – доступная среда».