Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Формирование коммуникативной компетентности для взаимодействия с  людьми  с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью

Проблема

Предлагаются тренинги и мастер-классы по развитию коммуникативных практико-ориентированных компетенций в области инклюзивной коммуникации, умений применять данную информацию в профессиональной деятельности с людьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, другими категориями маломобильных граждан. Команда, реализующая проект – это сертифицированные мастера своего дела, имеющими юридическое образование, ученую степень и огромный опыт в сфере взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Специалистами организации был проведен ряд мастер-классов и социологический опрос охватывающий примерно 300 респондентов в 10 субъектах РФ. Уникальностью проекта является комплексность подхода, проведение двунаправленных тренингов и мастер-классов, с одной стороны с представителями маломобильных групп населения, с другой – с должностными лицами,  чьей обязанностью является непосредственная работа с клиентами. Проект имеет модульную структуры, примерно 80% проекта – это общая, одинаковая для всех категорий часть, 20% – вариативная  часть, разрабатываемая для каждой организации индивидуально, в зависимости от потребностей и интересов

Актуальность

Актуальность проекта подтверждается собственным конкретным социологическим исследованием, продолжающимся в течении двух лет, охватывающим десять субъектов РФ, а так же экспертным мнением некоторыми авторитетных исследователей в данной сфере.

Апробация

В целом участники проекта в рамках рефлексии проводящейся сразу после проведения мастер-класса или тренинга отмечают гораздо больший уровень готовности  к инклюзивному взаимодействию, некоторые отмечают преодоление психологических барьеров к такому взаимодействию.

За текущий период проект апробирован примерно 300 представителями маломобилных категорий населения и примерно 120 должностными лицами, в чьи обязанности входит непосредственно взаимодействие с клиентами.

Публикации

  1. Проблемы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса [Текст] / Ю.В. Шумова // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля: материалы VI Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2018. – 584 с., С. 568-572. ISBN 978-5-8399-0651-8, УДК 37.018.4, ББК 74.044.6 П71.
  2. Проблема инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: коммуникативный и правовой аспекты [Текст] / Ю.В. Шумова // Научная весна ИСПиП-2018: сборник материалов научно-практической конференции «Современное образовательное пространство – опыт и перспективы инклюзии» и IX Городского логопедического семинара «Абилитация и реабилитация лиц с нарушениями речи»/ науч. ред. Е. В. Михайлова, сост. С. А. Масленникова. – СПб.: ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2018. – 254 с.  С. 235-238 ББК 88 Н34 ISBN 978-5-8179-0200-6 Сборник
  3. Шумова Ю.В. Организационно-правовые основы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в высшем учебном заведении: учебное пособие / Ю.В. Шумова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – 63 с.

 Данное пособие ориентировано на представителей из числа профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного составов и иных сотрудников ВУЗа. Полученные знания и рекомендации позволят повысить качество образования и будут способствовать созданию благоприятной социальной среды для коррекции физического, психического и психологического здоровья всех участников инклюзивной группы, в которой совместно обучаются условно здоровые студенты со студентами различных нозологических групп.

Содержание учебного пособия включает теоретические, практические и методологические подходы к организации образовательного процесса в инклюзивных группах высшего учебного заведения. Особое внимание уделено социально-правовой проблематике рассматриваемого вопроса. Для каждой нозологической группы выделены особенности организации учебного процесса.

Пособие написано в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, государственными стандартами в области оборудования специальных рабочих мест, предназначенных для студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, положеньями и инструкциями Южно-Уральского государственного университета, справочной литературой.

Некоторые изложенные в пособии положения представляют авторский подход к проблеме организации учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями, прошедшим апробацию на международных научно-практических конференциях, в рамках иных практикоориентированных мероприятиях, тренингах по инклюзивному образованию. Главная идея данного подхода: взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса первично, то есть взаимодействие должно предшествовать образованию. В пособии выделен особый вид взаимодействия – инклюзивное взаимодействие, сформулирован ряд признаков и принципов его характеризующих, выделены правила, соблюдение которых всеми участниками образовательного процесса является необходимым условием успешного получения качественного образования лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Пресса о проекте

  1. Информационный портал ЛибИнформ статья  «Инклюзивное взаимодействие в высшей школе уже не иллюзия» «Опираясь на личный опыт инвалида по зрению в качестве студента, преподавателя и доцента, Ю. В. Шумова разработала «Правила инклюзивного взаимодействия», которые представила на Международной конференции в Санкт-Петербурге «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений», прошедшей в ноябре 2017. Это своего рода инклюзивный этикет для всех участников образовательного процесса, в данном случае лиц с ОВЗ по зрению, других студентов, ППС и технического персонала вузов. На примере «кодекса Шумовой» можно оценить как глубину имеющихся проблем, так и алгоритм их решения. Правила состоят из двух разделов. Первый связан непосредственно с образовательным процессом в отношении лиц с ОВЗ, второй — это коммуникативные основы для лиц с ОВЗ по зрению. Важно отметить, что детализированный, практичный, основанный на реальном опыте «кодекс Шумовой», — содержит уникальный ракурс на проблему — со стороны лица с ОВЗ и со стороны ППС одновременно ...»
  2. Информационный портал ЛибИнформ сатья «Вузовское образование лиц с нарушениями зрения: нормативы, опыт, технологические решения» «В Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений». О том, как развивались события двух дней, какие были озвучены темы, выявлены проблемы и выработаны решения, связанные с учебно-методическим обеспечением, в том числе технологическим и программным, студентов с ОВЗ по зрению; об обмене опытом и продуктивных практиках инклюзивного образования для инвалидов по зрению в России мы расскажем в обзорно-аналитической статье ...»