Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ростомашвили Ия ЕвгеньевнаРостомашвили Ия Евгеньевна

Ия Евгеньевна Ростомашвили – Региональный директор по реализации инклюзивных технологий, кандидат психологических наук, доцент, факультет дополнительного профессионального образования, ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии»; доцент кафедры общей возрастной и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы; Эксперт в области инклюзивного и интегрированного образования.

Свидетельство члена союза дефектологов

Научные интересы

 Инклюзивное высшее образование.

Социокультурная доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация тифлокомментирования как инклюзивной информационной технологии.

Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере туризма.

Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Подготовка персонала к трудовой инклюзии средствами психологического тренинга.

Направления работы

1. Социокультурная доступная среда в музейном и выставочном пространствах для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка гидов и экскурсоводов, осуществляющих доступную социокультурную среду в учреждениях культуры ( музеи, галереи, выставочные пространства и т.д.) посредством подготовки и проведения адаптированных экскурсионных программ с учетом психофизиологических особенностей различных групп людей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Доступность образовательных услуг в высшем учебном заведении для различных категорий людей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в области инклюзивного образования.

3. Реализация доступной инклюзивной среды для детей с различными ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении. Обучение и подготовка специалистов – педагогов, воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, заведующих детских садов, - способных на практике к созданию доступной инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении. Этика инклюзивного взаимодействия с детьми с различными ограниченными возможностями здоровья. Формирование доброжелательной обстановки в детском коллективе. Реализация дошкольного образовательного стандарта в условиях инклюзивной среды.

4. Реализация доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере туризма. Подготовка гидов, туроператоров, персонала гостиниц, ресторанов по вопросам реализации доступной безбарьерной среды в сфере туризма для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

5.Реализация тифлокомментирования как инклюзивной информационной технологии. Подготовка тифлокомментаторов, осуществляющих тифлокомментирование театральных постановок, фильмов, публичных мероприятий, спортивных мероприятий и т.д.

6.Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка служб занятости, персонала компаний, руководителей подразделений, руководителей компаний к инклюзивному сотрудничеству с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Командообразование в инклюзивном трудовом коллективе. Психологические тренинги по подготовке инклюзивных трудовых коллективов к сотрудничеству. Организация и проведение тренингов в темноте с целью оптимизации социально-психологического климата в инклюзивном трудовом коллективе.

7. Реализация тифлокомментирования как воспитательной технологии в семье ребёнка с нарушением зрения. Обучение родителей конструктивному взаимодействию с ребёнком, имеющим нарушенное зрение, посредством овладения технологией тифлокомментирования. Расширение представлений родителей об эффективности, возможностях и содержании технологии тифлокомментирования в процессе выстраивания взаимодействия с незрячим ребёнком.

8. Доступность медицинских услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка сотрудников медицинских клиник, центров, поликлиник, врачей, медсестер и др. медицинского персонала к реализации доступной среды для лиц с различными ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания им необходимых медицинских услуг. Этика взаимодействия и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере здравоохранения.

9. Реализация доступной безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере транспортных перевозок. Обучение и подготовка компетентных специалистов в сфере транспортных перевозок – сотрудники аэропортов, автовокзалов, железнодорожных вокзалов, водители автобусов, тралейбусов, трамваев, метрополитена – способных на практике к реализации доступной комфортной среды в сфере транспортных перевозок для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этика взаимодействия с пассажирами, имеющими ограниченные возможности здоровья

10. Осуществление доступной информационной среды в сфере потребления для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка и обучение сотрудников ресепшена торговых центров, консультантов мегамаркетов, руководство крупных торговых комплексов по вопросам конструктивного инклюзивного взаимодействия и с покупателями с ограниченными возможностями здоровья с целью информирования и осведомления их о наличии, стоимости, качества, оформления приобретаемой продукции.

Участие в научных конференциях

1. VIII Санкт-Петербургский саммит психологов 1-3 июня 2014 г. Ведущая мастер-класса «Модель психологического тренинга в условиях инклюзивного образования»

2. XIII межд. научно-практ. конф. «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения», 24.04.2015. СПб гос. институт психологии и социальной работы, СПб.Доклад на пленарном заседании «Роль семьи в процессе непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

3. I Всероссийский съезд дефектологов «Особые дети в обществе», 26-28 октября, 2015 г. Москва, Министерство образования и науки РФ, Федеральный институт развития образования. Доклад «Формирование безбарьерного социокультурного пространства при инклюзивном обучении средствами психологического тренинга» на секции «Инклюзивное образование – от сегодняшней реальности к долгосрочной перспективе».

4. Межд. конф. «Слепоглухие в современном мире: преодолевая границы возможного» 18-20.05.2016. Доклад «Толерантность в структуре профессиональной деятельности специалистов, работающих со слепоглухими детьми»

5. VI Всероссийский научно-практический форум «Безбарьерная среда в школе и обществе» – СПб.: 2017 г. ЧОУ ВО ИСПиП, 24-25окт 2017 Участие с докладом «Соединяя нити знаний: системный подход в подготовке специалистов в области АФК и специальной психологии».

6. Международная научно-практическая конференция «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений» 7-8 ноября 2017г. Участие с докладом «Современные технологии инклюзивного вузовского образования студентов с ограниченными возможностями здоровья»

7. III международная научно – практическая конференция «Альтернативная и дополнительная коммуникация: пространство диалога» СПб, 9-11 ноября 2017 г. Участие и мастер-класс «Тифлокомментирование как дополнительное средство в процессе коммуникации с незрячими людьми».

8. XIII Международная научно-практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы и перспективы», СПб, 26 - 27 апреля 2018 г., доклад с презентацией «Доступное социально-психологическое пространство для студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного вузовского образования» на круглом столе: «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании».

9. II Национальный Конгресс с международным участием «Реабилитация – ХХI век: традиции и инновации»СПб, 12-13 сентября 2018 г, доклад с презентацией «Доступность образовательных услуг в высшем учебном заведении для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

10. III Международный форум «Непрерывное образование взрослых – характерная черта современного общества», СПб, 25-26 октября 2018 г., модератор круглого стола «Расширение возможностей образования взрослых сособыми образовательными потребностямив условиях социального партнерства», доклад с презентацией «Векторы современного инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшем учебном заведении».

Повышение квалификации

«Программа методической подготовки ведущих групп», факультет психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета (48 часов), 2012 г., удостоверение № СП 12 06/0143

«IX Санкт-Петербургский саммит психологов», Институт практической психологии «Иматон» (30 часов), 2015 г.,удостоверение № 294/315/2015.

«Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного высшего образования», РГПУ им. А. И. Герцена, 04-23 декабря 2017 г. (72 часа), удостоверение № 3766.

Публикации

  1. Психологический тренинг партнерского общения подростков с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном обучении (Учебно-методическое пособие) Учебно-методическое пособие / И.Е. Ростомашвили, Т.А. Колосова. Серия «Психологический взгляд»)– СПб: КАРО, 2014.
  2. Влияние средств адаптивной физической культуры на снижение показателей тревожности у детей со сложными нарушениями развития (Статья) Научное мнение №1, 2015, том 2. ВАК (в соавторстве с Л.Н. Ростомашвили )
  3. Доступная образовательная среда в высшем учебном заведении (Статья). Межд. научно-исследовательский журнал Успехи современной науки и образования, №4. Т. 3. 2016. – С. 39-42. ВАК (в соавторстве с И.А. Михаленковой)
  4. Социокультурная доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья в музейном пространстве (Статья). Ежемесячный научный журнал Еврозийский союз ученых (ЕСУ) №1 (22) / 2016. С. 140-143.(В соавторстве с С.В. Петропавловской)
  5. Своеобразие проявления общения у дошкольников с ранним детским аутизмом и его развитие средствами иппотерапии (Статья) // Межд. научно-исследовательский журнал Успехи современной науки, 2016, №10, том 6. - С. 129-136. ВАК
  6. Современное социокультурное пространство как доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Статья)// Проблемы современного педагогического образования Серия: Педагогика и психология55 (6) Сборник научных трудов. 2017. С.260-265. ВАК
  7. Социокультурное музейное пространство как доступная развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья (статья). Журнал воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №3. 2018.- С. 15-19. ВАК Статья
  8. Дети с ограниченными возможностями здоровья в средней общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / под ред И.А. Михаленковой.. – СПБ.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2018. – 88с.