Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Социально-психологические основы взаимодействия с лицами с ограниченным возможностями здоровья в инклюзивном коллективе

 Аннотация к программе

Человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, обладает как и любой гражданин России правами и потребностями реализации себя в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной деятельности.

 В связи с этим возникает необходимость в программе, целью которой является подготовка сотрудников коллектива к инклюзии посредством расширения их представлений о лицах с ограниченными возможностями здоровья и конструирование совместной профессиональной деятельности, направленной на сотрудничество. Программа адресована специалистам, работающим в различных отраслях социально-экономической, культурной, промышленной, финансовой и др. сфер и по роду своей деятельности, находясь в инклюзивном коллективе, взаимодействующих с лицами, имеющими различные ограниченные возможности здоровья.

Слушателями курса могут стать сотрудники промышленных, экономических, культурных, социальных, спортивных, медицинских, юридических учреждений, а также туристических, финансовых, транспортных, торговых компаний и др. организаций, нуждающихся в подобном опыте.

В данной программе представлены методологические подходы, содержание и технологии выстраивания конструктивного взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья как в период их адаптации к новому трудовому коллективу, так и в период налаженного сотрудничества в условиях инклюзии.       

 Цель реализации программы:      

Овладение слушателями навыками эффективного взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как основополагающего условия создания доступного социально-психологического пространства в инклюзивном коллективе.

 Задачи обучения:

  • формирование у специалистов оптимальных способов взаимодействия с той или иной категорией лиц с ОВЗ (лиц с нарушением зрения, с нарушением слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.) и реализации их на практике;
  • обозначение основополагающих критериев, характеризующих качество и доступность социально-психологического пространства в рамках инклюзивного коллектива;      
  • раскрытие особенностей межличностных отношений лиц с ОВЗ;
  • формирование знаний, умений и навыков в области взаимодействия с разными категориями лиц с ОВЗ при выстраивании взаимоотношений внутри инклюзивного коллектива и в процессе совместной трудовой деятельности;
  • раскрытие своеобразия социальной перцепции (восприятия партнёра по общению) у лиц с ОВЗ;
  • овладение навыками установления контакта с различными категориями лиц с ОВЗ;     
  • раскрытие особенностей распознавания и проявления эмоций у лиц, имеющих различные ОВЗ;
  • определение основных направлений и технологий сотрудничества с разными категориями лиц с ОВЗ
  • формирование толерантного отношения как основы психологической готовности к взаимодействию с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;          
  • расширение представлений о мобильности, уникальности и личностных ресурсах лиц с различными ОВЗ;
  • преодоление социальных барьеров взаимодействия представителей современного макросоциума с лицами с ОВЗ.
  • демонстрация алгоритма партнерского общения как средства выстраивания конструктивного взаимодействия с лицами с ОВЗ при организации инклюзивного коллектива. 

 Планируемые результаты освоения программы.

В процессе обучения у слушателей формируются необходимые знания, умения и навыки, позволяющие им, преодолев социальные барьеры, свободно устанавливать контакт, вести диалог, адекватно применять средства общения как вербальные, так и невербальные, эффективно взаимодействовать с лицами с ОВЗ, находясь с ними в одном трудовом коллективе. У слушателей расширяется представление о личностных ресурсах данной категории людей и возможностях успешного диалога с ними, что, в свою очередь, обеспечивает выстраивание партнёрского общения и комфортного сотрудничества как готовности к инклюзивной профессиональной деятельности.   

 Трудоемкостьпрограммы повышения квалификации составляет 36 часов за весь период обучения, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы слушателя и время, отводимое на контроль качества освоения программы.

 Составители программы

МихаленковаИ.А. – кандидат психологических наук, доцент, факультет дополнительного образования, ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии»;

Ростомашвили И.Е. – кандидат психологических наук, доцент, факультет дополнительного образования, ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», региональный директор АНО «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий»;

Красюк О.В. – учитель-дефектолог высшей категории Государственного бюджетного образовательного учреждения «Центр Динамика».