Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Благодарим вас за посещение веб-сайта компании АНО «ЦВИРИТ»! Мы надеемся, вы получите удовольствие от посещения нашего веб-сайта и найдете здесь много полезной информации. Приглашаем вас присоединиться к нашей глобальной программе развития. Мы будем рады поделиться знаниями и повысить вашу осведомленность. Мы надеемся, что наш опыт вдохновит вас принять участие в деятельности, направленной на улучшение мира, в котором мы живем.

Эл. почта: j_shumova@mail.ru

Мы в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC8Mtr8I6kHGPmH5945sDYWA/

Мы в TeleType: https://teletype.in/@cvirit

Мы ВКонтакте: https://vk.com/cwirit

Группа проекта «Яхтенная школа Inclusive» в социальной сети ВКонтакте https://m.vk.com/yacht_school_inclusive

Анализ взаимодействия людей с ОВЗ и общества

Опубликовано 20.05.2020

Специалисты нашего «Центра внедрения и развития инклюзивных технологий» совместно с коллегами из Петербургских ВУЗов имени Герцена и Валленберга на днях завершили масштабную научно-исследовательскую работу по изучению мнения студентов об эффективности взаимодействия со студентами, имеющими инвалидность. Респонденты от Калининграда до Читы формировали ответы, кто как думает, без готовых вариантов. Мнение многих сводилось к нежелательности обучения совместно с инвалидами, так как интеллектуальный и образовательный потенциал последних не достаточно развит, а потому их инертность будет тормозить учебный процесс всей группы, или уравнивание положения инвалидов с нами является несправедливым и мало обоснованным.

Безусловно, мы можем принудить общество говорить публично об отсутствии дискриминации и равноправном отношении  к людям с инвалидностью, но истинное положение дел останется таковым, что их неохотно будут принимать на работу, в свои сообщества, коллективы. От чего это зависит?

Мне на память приходит личный опыт студенческой жизни. Когда почти полностью потеряв зрение, я помогала однокурсникам на экзаменах и семинарах. Все знали, что недостающие ответы на билеты спросят у меня. После моего выпуска приходили другие ребята с ограничениями, и преподаватели уже не делали никаких послаблений и скидок им, постоянно ссылаясь на мой эффективный опыт. Да планка была задрана, но было ли это правильным, всех остальных подгонять под нее? Ведь всё очень индивидуально. У меня получилось адаптироваться, и даже стать неформальным лидером в студенческой среде. Я вжилась в студенческое сообщество на столько, что чувствовала себя, как рыба в воде и не только в учебе. Таких примеров не мало, однако, у каждого из нас своя история преодоления трудностей. Брать опыт некоторых людей за образец никак нельзя. С другой стороны, многие люди с инвалидностью не достаточно стремятся  к эффективности взаимодействия с обычными людьми, зачастую требуя к себе повышенного внимания и всяческих льгот.

Например, неделю назад мне позвонила известная многим общественная деятель, которая борется за признание активной позиции инвалидов в обществе. Она спросила меня, может ли поступить к нам в ВУЗ на магистратуру. Я ответила: «Конечно же, поступай, будем рады, у нас условия для людей с нарушением зрения созданы». На что последовал вопрос: «А обучаться я буду как инвалид?»

Меня всегда обескураживают подобные вопросы, хочется спросить: «А зачем тебе учиться как инвалиду? Какой диплом ты хочешь получить?» И таких примеров на сегодня множество. Залюбленные льготами, всевозможными послаблениями люди с инвалидностью создают вокруг себя максимально комфортную зону и, выходя из нее, ревностно требуют создания льготных условий во всех сферах жизни, мало беспокоясь об интересах других. Например, принимая в команду яхтсменов человека с инвалидностью, я сталкивалась с капризными требованиями новичков. «Я буду жить в самой просторной и светлой каюте, так как я человек с ограничениями и мне здесь комфортнее. Подселять никого ненужно». «Да как же! – Возражала я, – в других каютах придется людей уплотнять и им спать будет очень неудобно». Или вот еще распространенная ситуация во время морских экспедиций: «А кто сегодня будет обед готовить? Или кто мне принесет чай?» «Например, Вы» – отвечала я.

Еще интересные наблюдения в рамках проекта «Паруса духа» за тем как складываются взаимоотношения между моряками и людьми с инвалидностью. К середине экспедиции они четко делят команду на тех на кого можно рассчитывать в бытовой жизни яхты, а кто социальный балласт, кого терпят из вежливости. Я с первых дней самой первой экспедиции старалась разделять все тяготы экспедиционного быта: приготовления пищи, драенья палубы, мытья посуды, ухаживания за хворающими морской болезнью, закупки провизии и уже на третий день приземленные мужики начинают тебя воспринимать, как равного члена команды. И если кто-то напоминал им, что у меня есть ограничения, они как будто даже удивлялись данному обстоятельству. Постепенно в процесс полезности включались другие ребята и уже к концу морского путешествия социальные границы и непонимание стирались на столько, что те, которые изначально ступали на парусник, как инвалиды, сходили с него героями, победившими социальные предрассудки.

Люди с  инвалидностью требуют к себе уважения, признания и взаимодействия на равных. Однако, не меняя позиции максимального потребления, многие продолжают существовать только в своих сообществах, будучи не принятыми и не понятыми обществом. Вопрос, где та золотая середина между рациональным количеством льготной нагрузки и разумным потреблением, без ущерба для эффективной интеграции, остается открытым. Активных ребят с инвалидностью, безусловно много, однако, по моим личным наблюдениям и выше проведенному исследованию, они до сих пор остаются в меньшинстве. Видимо неэффективно принципы интеграции и толерантности насаждать сверху через законы, только через межличностное взаимодействие возможно построить здоровое общество без социальных предрассудков.